АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ — вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по сухопутным дорогам.
   Автомобильный транспорт начал развиваться конце XIX - начале XX-го веков.
   Быстрому развитию автомобильного транспорта способствуют: простота управления автомобилем и его мобильность; способность автомобиля при необходимости передвигаться по любым наземным дорогам и подходить непосредственно к местам нахождения и доставки грузов и пассажиров; относительно небольшая полная стоимость перевозки грузов (с учётом сокращения затрат на начальные и конечные операции и исключения перегрузочных работ); возможность бестарной перевозки грузов в дешёвой упаковке и т. д.

   Перевозка грузов автомобильным транспортом в России начала осуществляться одновременно с появлением автомобилей и на протяжении всего прошедшего времени постоянно развивалась.
   В 1901 г. возникло первое грузовое автотранспортное предприятие. Парк его составлял всего пять автомобилей, эксплуатировались они нещадно и очень быстро превратились в авто с пробегом в несколько тысяч километров, что по тогдашним меркам было очень немало.
   В России накануне 1-й мировой войны (1913) имелось всего 8,8 тыс. автомобилей, преимущественно легковых. Автомобильный транспорт тогда перевез 10 млн. т грузов. Потребность в перевозках росла постоянно, возникали новые предприятия и к 20-м годам прошлого века в стране насчитывалось более семнадцати тысяч грузовиков.
   В октябре 1921 г. В. И. Лениным подписан декрет о создании в Курске Губернского управления местного транспорта - треста "Губгужтранс".
   В состав первой областной государственной транспортной организации вошли 400 телег, 8 мотоциклов, 6 автомобилей и мастерская, доставшаяся в наследство от британского автобатальона (см. статью АВТОМОБИЛЬ).
   В 1937 г. СНК РСФСР выделил для Курска 20 грузовых такси для обслуживания населения при перевозке топлива, домашних вещей и т.д.

   В СССР развитие автомобильного транспорта началось после создания отечественной автомобильной промышленности (см. статью АВТОМОБИЛЬ). В период индустриализации СССР построено несколько новых автомобильных заводов, выпускавших преимущественно грузовые автомобили.
   В 1928 г. автомобильным транспортом перевезено 20 млн. т грузов.
   К началу Великой Отечественной войны парк автомобильного транспорта насчитывал около двухсот тысяч единиц. При этом основной грузооборот приходился на железнодорожный транспорт, а автомобили выполняли в основном функцию подвоза и вывоза грузов с ж/д станций.
   В 1940 г. перевезено 858,6 млн. т. грузов, в 1956 г. - 4 200,9 млн. т.
   Новый этап в развитии грузовых автоперевозок начался уже после второй мировой войны. Необходимость восстановления страны, возникновение новых предприятий, бурное жилищное строительство в шестидесятых-семидесятых годах потребовало резкого увеличения количества большегрузных автомобилей. Расширено производство на Минском Автозаводе, построен КАМАЗ.
   С распадом СССР основные показатели автомобильных грузоперевозок в России существенно упали, общий объем перевезенных грузов в 1995 г. снизился по сравнению с 1985 г. почти в 2,5 раза.
   В 2000-е гг. отрасль начала возрождаться.
   В 2000-2009 гг. рост составил около 3% в год. Объем международных автомобильных грузоперевозок в России вырос почти в 12 раз. Этому способствовало появление частных автоперевозчиков (с 14 % до 60,5% на июнь 2005 г.). Более 64% всего грузового автомобильного транспорта в стране (2013) зарегистрировано на частных лиц. Резко возросла доля перевозок малотоннажным грузовым автотранспортом, которая составляет около 25% всего автомобильного грузооборота.
   В Курске значительные объёмы перевозок грузов осуществляются грузовыми такси и наиболее известные автоперевозчики:
   грузовое такси МИК,
   грузовое такси ВИЗИТ,
   грузовое такси ИП ШАЙДУРОВ Э.В,
   грузовое такси UNIKTRANS,
   грузовое такси МТД,
   грузовое такси КУРСК,
   грузовое такси АВТОТРАНС46,
   грузовое такси ИП Р.В. ЗУЕВ,
   грузовое такси ИП ИВАНОВ С.Л.,
   грузовое такси ИП КАТУНИН Р.М.,
   грузовое такси ИП Ю.В. КУЩИНСКИЙ.
   На 1 января 2013 г. количество грузовых автомобилей в России насчитывало свыше 5,7 млн. ед. в Курске — 41612 ед.

   Пассажирский автомобильный транспорт (автобусы и легковые автомобили) успешно развивается благодаря удобству пользования им как для групповых, так и для индивидуальных поездок. В качестве основного общественного транспортного средства по перевозке пассажиров в городах и между городами стали автобусы.
   Первый сорокапятисильный автобус в Курске появился 7 июля 1912 г. Принадлежал он Я.И.Драпико и прибыл из Харькова. Газета "Курская быль" сообщала, что для пассажиров 1 и 2 классов имеется 27 мест, а верх предназначен для багажа.
   Курсировал автобус между Курском и Фатежом два раза в день. Скорость - 25 верст в час. Стоимость билета от 1 руб. 25 коп. до 1 руб. 75 коп. Городские автобусные маршруты появились значительно позднее.
   15 ноября 1934 г. первые два автобуса отечественного производства начали курсировать по маршруту Красная площадь - вокзал. Стоимость проезда составляла 70 коп. Остановки по маршруту: Красная площадь - Госбанк - Садовая -Скорняковский проезд - мост - Интернациональная — вокзал.
   В сентябре 1935 г. открылась вторая автобусная линия "Красная площадь - ул. Дзержинского - Херсонские ворота - ж.-д. станция Рышково".
   В 1947 г. начал регулярно курсировать 32-местный автобус по маршруту «Курск – Фатеж».
   Позднее появилось ещё несколько маршрутов. Осуществляла перевозки пассажиров Курская автоколонна № 9, которая начиная с 1953 г., ежегодно пополнялась новыми автобусами и таксомоторами. В последствии (1960) служба такси выделилась в самостоятельное предприятие ПАТП-1 (Пассажирское автотранспортное предприятие).
   20 июня 1952 г. исполком Курского городского Совета депутатов трудящихся утвердил маршрут (Автостанция - Вокзал) и тарифы по остановкам городского автобусного движения. Автобусы работали на линии с 5 час. 30 мин. до 23 час. 30 мин. с интервалом движения в 20 мин. Стоимость проезда между двумя остановками стоила 20 коп., по всему маршруту - 1 руб. 40 коп.
   В 1956 г. регулярное движение автобусов имелось в 844 городах СССР. Из них примерно в 750 городах автобусы были единственным видом городского транспорта. Городскими автобусами перевезено 5,2 млрд. пассажиров (1956). Доля участия автобусов во внутригородских перевозках пассажиров (трамвай, троллейбус, метро) составила 6,5% в 1940 г. и 35,5% в 1956 г.
   В 1956 г. междугородные перевозки пассажиров осуществлялись по 3423 маршрутам регулярного движения автобусов общим протяжением 368 тыс. км. На этих линиях перевезено 257,3 млн. пассажиров. Доля участия автобусов в перевозках пассажиров всеми видами транспорта составляли: 5,9% в 1940 г., 32,6% в 1956 г. При общем росте перевозок пассажиров с 9,9 млрд. в 1940 г. до 16,7 млрд. в 1956 г., или в 1,7 раза, перевозки автобусами возросли с 0,59 млрд. до 5,45 млрд. пассажиров, т. е. в 9,2 раза.
   В 1963 г. автоколонна № 9 преобразована в Курскую автоколонну № 1307, которая упразднена в 1979 г. Вместо неё образовались два транспортных предприятия ПАТП-2 (ныне ОАО ПАТП ) и ПАТП-3. Городскими перевозками стало заниматься ПАТП-2, пригородными — ПАТП-3.
   В 1989 г. в Курске существовало уже 24 маршрута, по которым перевозилось ежедневно 250 тыс. человек.
   В 1996 г. количество автобусных маршрутов возросло до 38.
   В 2006-2010 гг. автотранспортными предприятиями приобретено 193 единицы подвижного состава, открыто 56 новых маршрутов. Эксплуатацию городской автобусной системы осуществляет ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» (ОАО ПАТП), автопарк расположен по адресу: г. Курск, ул. 50 лет Октября, 171.
   Количество маршрутов 40 (24 городских, 5 коммерческих, 11 дачных).
   Типы эксплуатируемых автобусов: Икарус-260, Икарус-280, Mercedes-Benz O305, Mercedes-Benz O307, Mercedes-Benz O305G, Mercedes-Benz O345, ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5292, ПАЗ-3205, ПАЗ-320402-03, ЗИЛ-3250, Неман-5201.
   На 1 января 2011 г. на территории Курска и Курской области зарегистрировано 570 маршрутов, из них: 555 автобусных, 9 троллейбусных, 6 трамвайных. Перевозки льготных категорий граждан организованы по 387 маршрутам регулярных перевозок.
   Курск связан автобусными маршрутами со всеми районными центрами области, со смежными, областными центрами: Брянском, Воронежем, Липецком, Орлом и Белгородом, а также с крупными городами Украины - Киевом, Харьковом и Сумами. В городе действует центральный автовокзал «Курск» и автостанция «Северная».
   В целях реализации Федерального закона «О навигационной деятельности», для осуществления контроля и повышения безопасности городских, пригородных и междугородних пассажирских перевозок на территории Курской области более 1200 автобусов индивидуальных предпринимателей и автотранспортных предприятий подключено к системе ГЛОНАСС/GPS (на 2012).
   Для улучшения транспортного обслуживания населения реализуется Закон Курской области «О маршрутных пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Курской области», осуществлялись мероприятия областных целевых программ: «Развитие пассажирских перевозок в Курской области в 2010 - 2012 годах», «Повышение безопасности дорожного движения в Курской области в 2009 - 2012 годах». Было обследовано 85% - на маршрутах автобусов ОАО ПАТП, 75% - на коммерческих маршрутах автобусов большого и малого класса и 30% - на коммерческих маршрутах автобусов особо малого класса. В результате выяснилось, что в Курске подвижным составом (с учётом трамваев и троллейбусов) за сутки (в рабочие дни недели) перевозится 474,5 тысячи пассажиров. Из них автобусами ОАО ПАТП - 16,6%, автобусами большого и малого класса, работающими на коммерческих маршрутах - 22,2% и микроавтобусами – 31,5%.
   На 1 января 2013 г. количество автобусов в России составило 924,5 тыс. ед. В Курске — 10904 ед.

   18 сентября 1911 г. по Курску начали курсировать несколько автомобилей, которые можно считать первыми такси, так как они брали плату за проезд, 50 коп. за версту.
   Первые легковые такси марки М-1 Горьковского автозавода появились на улицах Курска в 1940 г. Водили эти автомобили Иван Павлов, Дмитрий Локтионов, Павел Давыдов.
   На 1 января 1989 г. "Курскавтотранс" имел легковых такси разных марок около 300 единиц, большинство которых радиофицированы. За 1989 г. такси оказано услуг населению более чем на 5 млн. руб.
   В настоящее время (2013) в Курске приобрело популярность маршрутное такси. Быстрые и маневренные микроавтобусы за 10-15 минут могут доставить горожанина практически в любою точку города, при том, что такса доступна большинству людей.
   Все чаще горожане пользуются услугами и легковых такси. В Курске среди таковых наиболее известны:
    такси ВИЗИТ,
    такси КРУИЗ,
    такси ТРИУМФ,
    такси КУРСКОЕ,
    такси КУРЬЕР;
 ,   такси ПРЕСТИЖ ,
    такси СЛУЖБА ТАКСИ,
    такси ЭНЕРГИЯ,
    такси ТРИУМФ,
    такси ТРОЙКА,
    такси ФАВОРИТ,
    такси ЭКОНОМ,
    такси ЮПИТЕР,
    такси ФОРСАЖ,
    такси УЮТ,
    такси ВОЯЖ,
    такси ДУБРОВКА,
    такси ВИРАЖ,
    такси ЗЕНИТ,
    такси ТВОЕ,
    такси БРАВО,
    такси ЛЕДИ.

   Частные легковые автомобили являются весьма распостранённый вид автомобильного транспорта и число их растёт год от года.
   На 1 января 2013 г. количество легковых автомобилей в России составило почти 39 млн ед. В Курске — 284812 ед. По данным ГИБДД, прирост автомобильного транспорта в России составляет в среднем 5,5% в год, причем основной прирост обеспечивается за счёт легковых автомобилей.
   Общее количество автомобильного транспорта на 1 января 2013 г, в России составило 50,5 млн. ед.

На главную страницу